События
«Как я воспринимаю и представляю окружающий мир»
Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию передачу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир: К юбилею отечественного тифлосурдопедагога О.И. Скороходовой».
Ольга Ивановна Скороходова (1911—1982) — советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей.
Её книга «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» была переведена на многие языки мира и приобрела мировую известность среди дефектологов. Наблюдения, исследования, мысли, изложенные в монографиях Скороходовой О.И. остаются актуальными и в настоящее время. Сборник «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» доступен в аудиоформате в электронном зале Пермской краевой специальной библиотеки для слепых. |
Мир особого ребенка: По страницам художественных произведений
Добрый день, дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию библиографический обзор «Мир особого ребенка: По страницам художественных произведений».
Особые дети… Таким термином принято называть детей, чье развитие отличается от нормы. Это не юридический термин, а скорее социальный, педагогический. Даже если ребенок не разговаривает, не может ходить или проявляет агрессию в силу своих особенностей ему, как и другим, важно понимание, общение, принятие обществом…
Во многих странах тема особого ребенка, особенности его взаимоотношения с окружающим миром, нашла свое отражение в художественной литературе. Такие книги очень нужны прежде всего здоровым читателям. Они помогают понять мир ребенка с нарушением здоровья, воспитывают у детского читателя внимательное и уважительное отношение к людям непохожим на тебя.
В нашем обзоре представлены книги и в плоскопечатных изданиях, и в специальных форматах для людей с нарушением зрения:
Короленко В.Г. «Слепой музыкант», Думбадзе Н.В. «Я вижу солнце», Джин Литтл «Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?», Самарский М.А. «Радуга для друга», Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи», Моррис Глейуман «Болтушка» и др. книги серии «Мы вместе. Книги на вырост» «ВЕРБА-team»
18-20 июня в Перми пройдёт первая в Пермском крае форум-лаборатория инклюзивных театральных методик «ВЕРБА-team». Этот мероприятие - совместный проект Пермской общественной организации «Аспектус» («ВОСприятие – мобильная лаборатория арт-медиации для людей с инвалидностью») и Пермского дома народного творчества «Губерния».
Лаборатория станет местом для обсуждения арт-терапевтических методик, которые можно использовать в социокультурной реабилитации детей и взрослых с особыми потребностями.
Какие есть инклюзивные театральные технологии и методики и можно ли их применять вне театральной среды? Что такое инклюзивный театр и почему он помогает социализации? Могут ли ритмические и речевые актерские тренинги помочь вербализации «особенных» детей? Как применять технологию вербатим и телесные тренинги для развития коммуникации и взаимодействия? Почему музыкотерапия и арт-медиация развивает когнитивные и сенсорные навыки?
Такие вопросы будут обсуждаться три дня на мастер-классах и спектаклях форум-лаборатории.
Кому это нужно:
- специалистам общественных организаций (ВОС, ВОИ, ВОГ, НКО), работающих с людьми с инвалидностью;
- педагогам школ с ОВЗ и школ-интернатов;
- педагогам дополнительного образования, желающих создать инклюзивные студии;
- специалистам – дефектологам, логопедам, психологам, тьюторам, работающим с «особыми» детьми;
- театральным педагогам и режиссерам;
- родителям «особенных» детей и людям с особыми потребностями;
- людям, интересующимся инклюзивным и социальным театром.
На форуме будут показаны 4 инклюзивных спектакля из Лысьвы, Губахи, Соликамска и Перми. Все они поставлены в жанре документального театра вербатим — в их основу легли личные истории участников, их ощущения, мысли и мечты. Актёрами и соавторами постановок стали дети и взрослые, с особенностями и без них. До этого они никогда не занимались в театральных студиях и не участвовали в таких проектах.
Это спектакли – эксперимент, проверка действенности и возможностей театральных технологий. Постановка каждого спектакля длилась всего лишь 7 дней, но результаты получились впечатляющими.
Расписание спектаклей:
Вход на все мероприятия бесплатный, по предварительной регистрации (просим не оплачивать на Тайм-паде дипломы, это не наше предложение).
Все спектакли сопровождаются тифлокомментированием (организовано Пермской специальной библиотекой для слепых, тифлокомментатор – Наиля Ибрагимова).
Полное описание событий - на сайте www.vospriatie.ru (раздел Мероприятия_Пермь).
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов и Министерства культуры пермского края. Дом Актера стал доступным для «особого» зрителя
В прошедшую субботу, 29 мая, в Дом Актера состоялось сразу две тифлопремьеры!!!
Детский спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде» и спектакль для взрослых «Пришёл мужчина к женщине» впервые сопровождались прямым тифлокомментированием. Тифлокомментарии к спектаклям были подготовлены волонтёром Пермская краевая библиотека для слепых, профессиональным тифлокомментатором Аня Шестаковой.
Это стало возможным благодаря совместному проекту Дом Актера и Пермская краевая библиотека для слепых, который реализуется в рамках направления «Тифлокомментирование в театрах России» программы Особый взгляд Special view Благотворительного фонда Алишера Усманова Фонд «Искусство, наука и спорт».
***Тифлокомментарий, будь то на театральной сцене или на киноэкране, словесно замещает всё то, что незрячий человек не может увидеть - действия героев, их одежду, как сменяются декорации, как персонажи взаимодействуют друг с другом, их мимику и жесты... А ведь всё это так важно для целостного понимания происходящего...
29 мая 40 «особых» зрителей смогли «увидеть» две постановки Дом Актера, ранее не доступные им для восприятия.
Невероятно тепло прошла встреча юных зрителей с актёрами, сыгравшими главные роли в детском спектакле Натальей Макаровой, Сергеем Детковым и Михаилом Меркушевым.
Кроме того, сразу после спектакля ребята смогли пройти на сцену и познакомиться с декорациями на ощупь.
Очень важно, что новая социальная услуга (тифлокомментирование в театрах России) стала доступна и в нашем родном городе, в трёх театрах: Пермский академический Театр-Театр , Пермский театр оперы и балета и Дом Актера!!! |