От предателя до героя СССР: трагическая судьба двойного агента и знаменитого поэта Мусы Джалиля (г. Березники)
| Филиалы и пункты книговыдачи - События |
С трагической судьбой знаменитого татарского поэта Мусы Джалиля познакомились читатели Березниковского филиала. В 1953 году "Литературная газета" опубликовала статью со стихами Мусы Джалиля. Ещё вчера знаменитый татарский поэт считался предателем Родины и разыскиваемым преступником. А сегодня советские власти приносят извинения за ошибку и рассказывают о его последних днях. Муса Джалилов родился в 1906 году в многодетной семье. Детей воспитывала мать, которая часто пела во время домашней работы. Возможно, поэтому мальчик рано начал сочинять стихи. В 13 лет он опубликовал первый стих "Мы идем" в военной газете "Красная звезда". В 1929 году поступил на литературный факультет МГУ. Веселый и целеустремленный парень всегда был в центре событий: вступил в комсомол, помогал в создании пионерских отрядов. Несмотря на занятость, писал стихи, которые отмечали за проникновенный слог и чистое отражение событий.
После учебы работал в детских журналах. Переводил русскую классику на татарский язык. За что был признан земляками и даже стал председателем Союза татарских писателей. В начале Великой Отечественной войны Муса Джалилов получил бронь от мобилизации как известный поэт. Но отказался. Он уже участвовал в Гражданской войне и не боялся сражений. Напротив, хотел пойти на фронт вместе с соотечественниками, чтобы защитить Родину и осветить события своим пером. Его направили во 2-ю Ударную армию. В письме домой Джалиль кратко написал: "Еду на фронт бить фашистов"! Перед войсковым объединением стояла трудная задача – снять блокаду Ленинграда. И с самого начала наступательная операция провалилась.Ни зимой, ни весной прорвать окружение противника не получилось. Солдаты застряли в непроходимых лесах. Снаряжение и провизия быстро закончились. Подмоги не было. Советские солдаты каждый день сражались на пределе возможностей. Несколько месяцев 2-я Ударная армия находилась в полной блокаде. Поле боя было залито кровью и телами погибших солдат. Силы были на исходе. Но даже в тяжёлых условиях поэт писал стихи, стараясь отразить происходящее. Он носил с собой потрёпанную тетрадь, чтобы делать записи в свободные минуты.
В июне гитлеровцы взяли в плен более 30 000 бойцов, включая раненого Джалиля. В плену он назвался обычным учителем, надеясь скрыться под инкогнито. Но не получилось. Многие люди знали татарского поэта в лицо. Немцы встретили Мусу Джалиля с некоторой радостью. Ведь им нужен был человек, который вдохновит военнопленных восстать против советской власти и присоединиться к гитлеровцам. Его направили в подразделение "Идель-Урал", которое распространяло фашистскую идеологию среди советских солдат.
На тот момент среди военнопленных уже существовало антифашистское подполье. Они стремились изнутри разрушить легион, который задержал около 40 000 солдат. Подготовить их к восстанию и возвращению в ряды Красной Армии. Муса Джалиль, который ездил по военным лагерям для проведения немецкой агитации с другими военнопленными, идеально подходит на роль "двойного агента". Конечно, он согласился. Также подпольщикам удалось использовать типографию "Идель-Урал" для выпуска антифашистских листовок. Их активная деятельность принесла плоды: немецкое командование не выполнило поставленных задач. Более того несколько батальонов добровольно перешли на сторону Красной Армии. Но конечную цель они не выполнили. Летом 1943 года подпольщики готовили массовое восстание и бегство пленных. К сожалению, был предатель, который предупредил немецкое командование и назвал имена главных зачинщиков. Мусу Джалиля и единомышленников заключили в Моабитскую тюрьму. Здесь из Джалиля пытались вытянуть информацию о дальнейших планах подпольщиков. Они сломали ему руку и раздробили пальцы. Пытались сломить морально, говоря, что он больше не сможет писать. Но поэт держался.
Даже, наоборот, в стенах тюрьмы он испытал небывалое вдохновение. Обреченный на смерть он спешил высказаться: горевал о потерянных товарищах, радовался свободной жизни и клеймил немецких фашистов. Этот пронзительный цикл стихов назвали "Моабитские тетради" и присудили поэту Ленинскую премию. На последней странице он оставил завещание: "Это Муса Джалиль, который сражался с немцами и был пленен. Скоро он умрет. Но останутся стихи, написанные в неволе. Если ты найдешь их, друг, аккуратно перепиши набело. И после войны издай для моего татарского народа".
Солдаты 2-й Ударной армии были автоматически приписаны к предателям. Более того был человек, который по неизвестной причине обвинил в измене лично Мусу Джалиля. В 1946 году, спустя 2 года после казни поэта в нацистской тюрьме, Министерство госбезопасности завело на него розыскное дело: семью привлекли к суду, стихи изъяли с полок. Но благодаря множеству неравнодушных людей вскоре жизненный путь поэта был восстановлен. Бывший военнопленный К. Миршан и узник тюрьмы Моабит Н. Терегулов принесли сборники стихов, которые Джалиль оставил им на сохранение. Позже появился сокамерник Джалиля с предсмертной запиской. В 1952 году его дело закрыли. Константин Симонов опубликовал реальную историю поэта, чтобы восстановить его репутацию.













